Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»
организаторы:
при поддержке:
Центр визуальных и исполнительских искусств
«Aрт Корпорейшн» :
220030, г. Минск, улица Интернациональная, 21
+ 375 44 490 48 99 (билеты/tickets) + 375 17 392 29 54 + 375 17 395 30 20

Новости

03 октября 2019
«Искусство вопреки»: творческое исследование дискуссии «Уравнение уравнивания»

25 сентября открылась «Школа «ТЕАРТа», которая в этом году посвящена роли режиссера в театре. Постановщики Дмитрий Богославский, Александр Янушкевич и Игорь Казаков, а также с куратор образовательной платформы Александр Марченко попытались выяснить, каким образом белорусский театральный контекст влияет на работу режиссера сегодня.

Профессия режиссера в разное время понималась по-разному, но всегда зависела от условий, в которых существовал театр. На открытии «Школы «ТЕАРТа» спикеры – режиссеры трех белорусских театров, покинувшие свои посты в этом году, – провели творческое исследование театра и роли постановщика в обществе. Приняв как следствие уход из театра, они вместе со зрителями попробовали выяснить причины и определить новые возможности для развития творческой личности в белорусском театре.

Выявление причин: что заставляет режиссера, который на протяжении многих лет показывает неравнодушие к своему театру, в конце концов покинуть его

Модератор Александр Марченко обозначил схожесть историй Игоря Казакова и Александра Янушкевича: оба режиссера ушли из областных театров из-за невозможности перемен и отсутствия реакции на их инициативу.

Александр Янушкевич: «Я чувствовал, что я не нужен, что мешаю. Мешаю своими инициативами, своими требованиями. Я подумал: зачем мучать в очередной раз себя и доставлять другим дискомфорт? Когда я ушел, то увидел облегчение в глазах руководства».

Игорь Казаков: «Если в одном предложении, это звучит приблизительно так: никто ничего не хочет менять. Я стал понимать, что театр движется к стагнации и необходимо принять меры для развития, чтобы не произошло упадка. Объявить об уходе было крайней мерой, показывающей, что все предыдущие попытки изменить ситуацию – серьезные заявления. В итоге из списка моих рекомендаций не был принят ни один пункт».

Ситуация Дмитрия Богославского, покинувшего одну из столичных сцен, объясняется несовпадением мнений о направлении, в котором развивается Белорусский государственный молодежный театр.

Дмитрий Богославский: «Я всегда считал, что театр – дело очень долгое в производстве, но очень быстрое в принятии решений. Мое мнение не сходилось с позицией Молодежного театра, который делают сейчас «филиалом» российского Малого театра, и ставят в нем пьесы только по одной схеме и не иначе. Получается, что все инициативы не пресекаются, но затормаживаются и уходят на второй план, а ты перестаешь понимать, для чего делаешь свою работу».

Несмотря на различную «симптоматику», все спикеры сошлись в одном: их работа в театре происходила не благодаря, а вопреки.

Определение «объекта» и «предмета» исследования: что является театром в обществе сегодня, в каких формах он существует и как оценивать режиссерский «продукт»

Выяснив проблемы, с которыми сталкивается режиссер в академической театральной среде, участники дискуссии перешли к вопросу, что же такое современный государственный театр и как административная составляющая влияет на творческую работу.

Дмитрий Богославский: «Театр – это про процесс. Нас всегда учили не идти на результат, а сосредотачиваться на процессе, он интересен, не результат. К сожалению, именно здесь мы и расходимся: административному корпусу нужен результат, а нам и театру – процесс. И мы никак не можем совпасть, мы расходимся ментально».

Все участники сошлись во мнении, что процесс работы и эксперимент в театре – наиболее важная составляющая, и это именно то, что не реализуется сегодня на академической сцене в полной мере. Выходом из ситуации становятся андеграундные театральные формы и экспериментальные работы за пределами государственных театров.

Александр Марченко: «Мне кажется, что называть современную драматургию и режиссуру маргинальным и «чердачно-подвальным» искусством очень удобно для существования в нашей системе. Ведь, если вдруг все то, что сейчас имеет андеграундную форму, станет мейнстримом и получит официальный статус, станет некомфортно: придется признавать, что существует не только рай и счастье, но и безобразное, проблемное, что все это тоже легитимно для человека».

Игорь Казаков: «Сегодня большая ответственность за театр лежит на директоре. От талантливых и неудачных руководителей, их мировоззрения и вкуса сегодня во многом зависит судьба театра и его мастеров. Выход я вижу в крепкой театральной экспертизе».

Елена Мальчевская, театральный критик: «Это хорошее слово – экспертиза, штука только в том, чтобы критерии оценки у театрального сообщества и чиновников были одинаковыми. Тогда в ней будет смысл».

Театральные критики Татьяна Орлова и Людмила Громыко поддержали идею того, что театральное сообщество и более тесное сотрудничество специалистов, конкуренция и взаимовлияние необходимо белорусским театрам для выхода из застоя.

Александр Марченко: «Мне кажется, это как раз тот самый шаг навстречу сплочению – выход из коллективов, которые не предлагают ответной любви».

Дмитрий Богославский: «У нас просто еще не было яркого прецедента, который бы показал, что это сообщество есть и оно волнуется о своих участниках».

Актуальность: зачем белорусский зритель ходит в театр

В погоне за выполнением плана по спектаклям и премьерам больше всего страдает качество постановок. Прижилось мнение, что комедия наиболее актуальна для зрителя, а потому самая окупаемая.

Обратившись к залу с вопросом «Зачем вы ходите в театр?», участники получили совсем иную картину: зрители говорили об интересных, наполненных смыслом постановках, выходящих за привычные рамки.

Дмитрий Богославский: «Администрация настаивает на том, что зритель ждет комедий и ходит именно на них. Но хоть кто-нибудь проводил исследование своей зрительской аудитории? Откуда такая уверенность? Надо думать о том, как зрителя выводить на новый уровень».

Практическая часть: какие качества режиссерской профессии в существующих условиях необходимы для работы

Следуя слогану «Концентрат. Персона – режиссер», участники определили самым главным качеством для профессии – иметь себя у себя. 

Александр Янушкевич: «Мне кажется, нужно быть верным себе: если тошнит от чего-то, то не делать этого. Не только для режиссера, но и для любой творческой единицы важна самодостаточность. Внутренняя чистоплотность и бережное отношение к своей сути помогут в новой формации искусства, где происходят постоянные изменения».

Игорь Казаков: «Режиссер – это профессия. Не диплом и специальность, а именно профессия: зубодробильная, нужная только самому человеку, который ее выбрал. Если давать рецепты: не думайте о том, что театр – это только государственное учреждение, только то, что в установленном списке. Не стоит бояться инициативы».

Автор текста – Вера Качанова

Фотограф – Марина Карпович

Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» проходит при поддержке БРУСП «Белгосстрах».

http://www.dewpoint.by