Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»
организаторы:
при поддержке:
Центр визуальных и исполнительских искусств
«Aрт Корпорейшн» :
220030, г. Минск, улица Интернациональная, 21
+ 375 44 490 48 99 (билеты/tickets) + 375 17 392 29 54 + 375 17 395 30 20

Новости

19 ноября 2020
«Это манифест любви и свободы»: Оскарас Коршуновас о спектакле «Ромео и Джульетта»

Визитную карточку одного из самых обсуждаемых литовских режиссёров — постановку «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса — белорусы видел как минимум дважды: вживую в рамках первого фестиваля «Панорама» в 2004 году и в записи на десятом «ТЕАРТе» в этом. После показа Оскарас Коршуновас обсудил со зрителями значимость классических сюжетов, литовский театр и революционность героев Шекспира и собственной постановки.  

Почему классические тексты Шекспира так актуальны сейчас


Этот спектакль идёт на сцене уже лет 20 и всегда пользуется зрительским интересом. При этом мне иногда кажется, что зрители не всегда сразу улавливают самое главное в нём. Да, классический шекспировский сюжет, но Джульетта говорит: «Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет». Если мы розу не назовем именем, она не потеряет своей сущности. То есть, она говорит о некой свободе и ином понимании мира, и это абсолютно революционные слова. Есть мир, в котором были главными Монтекки и Капулетти, а также их конфликт. А она говорит, что на этом ничто в мире не заканчивается. Некие высшие человеческие понимания важнее всего политического — и это самое главное. Мне кажется, это очень важно. И это было важно для Литвы в момент обретения независимости.

Я много раз ставил Шекспира. Эта тенденция пришла со студенчества, и я в это вник, я должен был это делать. И вдруг оказывается, что классические тексты невероятно откликаются у молодого поколения. В Авиньоне должна была состояться премьера моего спектакля «Отелло». Там ведь поднимаются вопросы, которые очень актуальны для современного мира. Например, расизм, отношения женщины и мужчины, любовь, страсть. Можем ли мы легитимировать страсть в новой реальности и новой этике? «Отелло», как мне кажется, самая непопулярная шекспировская трагедия. Но мы видим, что в непопулярности отражаются очень многие существенные вопросы мира сегодняшнего.

«С одной стороны, я человек мира, но мне везде достаточно некомфортно».


Я много ставлю за границей, но в Литве есть некоторые вещи, которые меня привязывают. Здесь мои зрители, мои актеры, мой театр. Вообще, в Литве за многие годы моей работы много чего произошло. Надо понимать, что есть своё поколение зрителей. Здесь театральная жизнь очень сильно связана с общественной политической жизнью. Мне важно, где я ставлю спектакли. Как говорил один известный режиссёр, когда он встречался с актёрами: «Вы имеете одного «главного зрителя, и вы этому зрителю должны показать спектакль». У меня есть такой «главный зритель», которому я хочу доказать и показать что-то. И неважно, где я ставлю спектакль: в Литве, Норвегии или в Беларуси. 

Я думаю, что литовский театр в первую очередь всё же режиссёрский. Среди моих учеников есть один, которому уготовано большое будущее. У этого молодого режиссёра  есть такое видение и чувство, которое охватывает момент, секунду в актёрском пребывании на сцене. Я очень в него верю. Большие режиссёры породили больших режиссёров. Был Мильтинис, Туминас и, конечно, Някрошюс. Из этого исходили другие режиссеры нашего поколения 90-х годов – это я, Варнас, другие. Но сейчас в Литве происходит такое движение, которое ещё неясно как оформить. Оно говорит о другом существовании театра, анти-режиссёрском. Это такое молодёжное движение, которое имеет свой сенсус, которое говорит о том, что невозможна никакая авторитарность. Некое сильное движение, говорящее о других театральных ценностях. Сейчас тут, наверное, даже главных нет. 

«Ромео и Джульетта» — манифест любви и свободы


Для меня «Ромео и Джульетта» была о том, что традиция должна имеет в себе какую-то возможность. В этой пьесе сталкиваются старое и новое поколение. Старое поколение убивает новое и тем самым губит своё будущее. Для Литвы это понимание, переходящее в политику и социум, очень важно. Ромео и Джульетта выдвинули свой закон, закон любви, и выступили против закона ненависти. Это своего рода перелом не только для нашей страны, но и для Европы. 

В этом спектакле много вещей, которые ассоциируются с советской идеологией. Военная атрибутика, на кухне — старые советские сковородки, которые мы помним из детства. В спектакле много соцреализма, который связан с Ренессансом.

Это спектакль о революции. Джульетта отказалась жить в тех условиях, которые ей навязывали. То, что она говорит, – это истинная революция. То, что она любит, и есть правда. Это манифест любви и свободы. 

http://www.dewpoint.by