Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»
организаторы:
при поддержке:
Центр визуальных и исполнительских искусств
«Aрт Корпорейшн» :
220030, г. Минск, улица Интернациональная, 21
+ 375 17 392 29 54 + 375 17 395 30 20 + 375 44 490 48 99 (билеты/tickets)

Новости

03 января 2018
Европа — театру
  1. Главная театральная премия Европы — XVI «Европа — театру» — проходила с 12 по 17 декабря в Риме. Команда Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» при поддержке проекта Европейского Союза «MOST» посетила одно из важнейших европейских театральных событий, получив возможность познакомиться с современными процессами мирового театра. Лучшие постановки из разных стран, отобранные международным жюри, крупнейшие режиссёрские имена и новейшие театральные тенденции – все это было представлено на сценах театров Рима. 
  2.  
  3. Начиная с 1986 года, когда награда была инициирована Европейской комиссией, каждую премию принимает новый город. В разные года лауреатами становились Питер Брук, Пина Бауш, Роберт Уилсон, Джоржо Стрелер, Гарольд Пинтер, Лев Додин и многие другие режиссёры, по именам которых можно изучать театральную историю современности.
  4. Семь дней римских театральных каникул показали европейский театр как театр без границ. Открытость и свобода как подход к процессу создания, как легкость в сочетании жанров и видов искусств, как широта и современность тем, как неожиданность приемов и способов существования.  
  5.  

Эстонский театр «NO99» — молодой театр, созданный в Таллине как проект имеющий свое начало и конец. Цифра 99 в названии – это количество спектаклей, которые создаст театр и закроется. С первого спектакля начался обратный отсчет. Награду «Новая театральная реальность» получил спектакль «NO43 – Грязь» (режиссёры — Эне-Лиис Семпер и Тийт Оясу).

Спектакль «NO43 – Грязь»

  1. Замкнутое пространство, пол которого полностью заполнен грязью – физические обстоятельства, в которых существуют актеры на протяжении всего спектакля. Ощущения вязкости и тягучести сменяются наслаждением от погружения и бросания себя и других в эту субстанцию. Грязь – образ, который по-разному работает на протяжении всего спектакля. Это не просто что-то неприятное, во что порой жизненные обстоятельства и окружающие люди погружают героев, вынужденных барахтаться и захлебываться. Грязь – это и просто разбавленная водой земля – вещество естественное, отсылающее к природе и естественной среде обитания многих живых существ. Человек является таким же звеном пищевой цепочки, как и червяк, ползающий в почве. Далеко ли мы ушли от него в своих инстинктах? Показывая разобщенность, склонность к насилию, слепую веру и животное начало в человеке, спектакль оставляет человека наедине с его нечеловеческим началом.
  2.  
  3. Сразу два немецких спектакля получили специальную премию «Новая театральная реальность» — «Девственницы-самоубийцы» Мюнхенского камерного театра (режиссёр — Сюзанна Кеннеди)  и «Войско рома» берлинского Театра им. М. Горького (режиссёр — Яэль Ронен).
  4.  

«Девственницы-самоубийцы» — сложносочиненная театральная постановка, созданная по одноименному роману Джеффри Евгенидиса, на основе которого был также снят дебютный полнометражный фильм Софии Копполы, кадры из которого используются в спектакле. Сочетание текста Тибетской книги мертвых и сочинений американского психолога, одиного из лидеров психоделической революции Тимоти Лири вводит зрителей в сюрреалистическое пространство умирания и реинкарнации человеческой души. 49 дней после смерти сознание тринадцатилетней девушки-самоубийцы Сесилии проходит различные состояния-этапы. Режиссёр Сюзанна Кеннеди использует сложный визуальный и звуковой ряд для создания эффекта погружения. Десятки видео проекций, меняющихся на экранах и мониторах, из которых почти полностью состоит декорация спектакля, сочетания звуков, шумов и трансформирующихся голосов и замедленное существование актеров, спрятанных за масками — вся эта многослойность работает на формирования ощущения измененного состояния сознания.

Спектакль «Девственницы-самоубийцы»

Спектакль «Войско рома» горьковского театра Берлина – ироничная пощечина всем театрам им. М. Горького бывшего СССР. Конечно, это лишь индивидуальное восприятие, но совсем не задача постановщиков. Документально-фантазийная история, основанная на личных рассказах актеров цыганского происхождения о традициях и стереотипах, взаимоотношениях с другими людьми и окружающей реальностью, о национальной истории и мечтах о будущем. Яркое шоу с песнями, честным юмором, самоиронией и дерзкими фантазиями об объединении всех рома и создании собственного государства, имея лубочную окраску, затрагивает серьезные и глубокие проблемы самосознания, самоидентификации и изменения представлений о консервативности нации. Герои спектакля — представители сексуальных меньшинств и гетеросексуальные мужчины и женщины, с разными представлениями и судьбами, пытаются обрести гордость как за свое личное я, так и за свою национальность и этническую принадлежность.

Спектакль «Войско рома»

Премия «Европа – театру» показала семь спектаклей, к сожалению, восьмой спектакль «Король Убю» режиссёра Ернея Лоренци не был показан в связи с трагической смертью актера Ернея Шугмана, которого минский зритель мог видеть на «ТЕАРТЕ-2017» в роли Агамемнона в спектакле «Илиада».

В категории «Возвращение» представили свои спектакли итальянский режиссёр Джорджо Барберио Корсетти и немецкий постановщик, обосновавшийся в Италии, Петер Штайн, оба спектакля которых поставлены по шекспировской классике. Оригинальными визуальными решениями отличался «Король Лир» Корсетти, а «Ричард III» Штайна стал примером актерского психологического театра, близкого к читке, максимально скудного на открытое режиссёрское вмешательство.

Кирилл Серебренников — лауреат специальной премии «Новая театральная реальность» — не смог получить награду в связи с домашним арестом по так называемому делу «Седьмой студии». Российский театральный критик, редактор журнала «ТЕАТР» Марина Давыдова выступила на премии с лекций о значении творчества режиссёра в современном российском театре. В поддержку Кирилла Серебренникова на церемонии закрытия также выступила французская актриса Изабель Юппер.

Актриса Изабель Юппер и английский актер Джереми Айронс стали обладателями премии «Европа — Театру» и украсили церемонию закрытия чтением писем Альберта Камю, а также пьесы Гарольда Пинтера.  Специальный приз также получил тунисский режиссер Фадель Джаиби, участник «жасминовой революции» в Тунисе и основатель собственного театра, где методами современного театра ведет защиту политических и социальных свобод.

Церемония закрытия 

Премия «Европа – театру» объединила в себе театральное прошлое и настоящее. Современные театральные тенденции ухода к перформативности и смешения видов искусств, спектакли молодых режиссёров шли рядом с постановками таких классиков современности, как Петер Штайн, Роберт Уилсон и Джорджо Корсетти. Программа премии, рассчитанная на театральных профессионалов со всего мира, включила в себя не только спектакли, но и встречи с режиссёрами и актерами, на которых можно было более полно ознакомиться с творчеством каждого постановщика и коллектива. Команда форума «ТЕАРТ» стала частью этого театрального праздника, приобретя новый опыт и впечатления от непосредственного знакомства с актуальными процессами современного театра. 

http://www.dewpoint.by