Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»
организаторы:
при поддержке:
Центр визуальных и исполнительских искусств
«Aрт Корпорейшн» :
220030, г. Минск, улица Интернациональная, 21
+ 375 44 490 48 99 (билеты/tickets) + 375 17 392 29 54 + 375 17 395 30 20

Новости

23 октября 2018
Exchange: белорусские профессионалы о международной программе

15 октября «Сайгон» Каролины Гуиела Нгуен закрыл международную программу форума театрального искусства «ТЕАРТ».  На протяжении нескольких недель 9 театров из разных стран показали 9 разножанровых постановок. Мнения белорусских театральных профессионалов о самых ярких спектаклях международной программы собирали наши волонтеры в рамках проекта Exchange. 

 

                                                                                                       

Елена Мальчевская — театральный критик и журналист была первой, с кем нам удалось поговорить.  Самое большое впечатление на Елену произвел спектакль «Арктика» (режиссер — Анн-Сесиль Вандалем): «Интересно, как киноязыком нам рассказывают историю в театре. Мы попадаем в абсолютно киношный жанр триллера, который испытывает наши эмоции и держит интригу до самого конца, но проживаем эту историю не у экрана, а в театре, здесь и сейчас».

В свои ТОП – 3 Елена также включила «Три сестры» Тимофея Кулябина и «Просто киносъемку» Кристиана Смедса. О подходе Тимофея Кулябина к чеховской пьесе Елена говорит: «Когда текст Чехова дается в субтитрах — это совершенно по-другому раскрывает его перед зрителем. Хорошо известный, особенно театральным людям, текст «Трех сестер» воспринимается совершенно по-новому, как будто текст, который мы видим впервые». В «Просто киносъемке» Елену зацепило ироничное размышление о взаимоотношениях режиссера и киноискусства.

По мнению театрального критика, ТЕАРТ — это разгерметизация, сопричастность, неожиданность: «Хочется отметить, разгерметизация на ТЕАРТе происходит ежегодно. Мы видим больше. Мы видим то, что нас удивляет, что расширяет наши границы. В этом году на этом сделан особенный акцент. Еще одно слово – сопричастность. ТЕАРТ позволяет быть сопричастным к широкому театральному миру, театральным тенденциям. Неожиданность, потому что ты никогда до конца себе не представляешь, что ты можешь увидеть и какого рода удивление и театральную радость пережить».

                                                                                                       

Татьяна Орлова — белорусский театральный критик — смотрела не всю международную программу форума, но то, что удалось посмотреть, приятно удивило ее режиссерской и актерской работой: «Больше всего мне понравились спектакли «Просто киносъемка» и «Арктика». «Арктика» — это вообще неожиданное действо, очень сложное, кинотеатральное, но при этом очень завораживающее, мощный детектив».

Татьяна считает, что ТЕАРТ – «интересный проект, который дает надежды на будущее».

                                                                                                       

Ксении Дубовской нелегко было определиться со своим ТОП – 3 международной программы: «На первом месте у меня «Просто киносъемка», второе занимает спектакль «Три сестры». С третьим местом сложнее: до последнего спектакля выбирала между «Арктикой» и «Даркнесс Пумба». Когда случился «Сайгон», я поняла: наверное, «Сайгон» должен быть на третьем месте».

Для Ксении важным критерием при отборе этих спектаклей служила форма, в которую режиссеры облекают свои идеи.  «Три сестры», например, по содержанию достаточно традиционны, это психологический русский театр, но там придумана такая форма, что психологический русский театр играет совершенно новыми красками».

Сравнивая тенденции зарубежного и белорусского театров, Ксения отмечает включенность нашего театра в европейские процессы. «Мне кажется, за последние условные пять у нас появились спектакли, которыми стоит гордиться и радоваться.  Я вижу, что мы более или менее находимся в общей тенденции. Мы не  исключены из общего процесса. Сложно сказать, можно ли выделять наши национальные особенности и нужно ли их выделять, потому что, с одной стороны, происходит глобализация, с другой стороны, во многих странах, наоборот, происходит «загерметизация». Конечно, разгерметизация мне нравится больше».

По мнению критика, ТЕАРТ — это «громкость, важность, этапность».

                                                                                                       

Своим ТОП – 3 поделился Николай Рудковский — белорусский драматург, радиоведущий, сценарист. К самым ярким спектаклям он отнес «Три сестры», «Даркнесс Пумбу» и «40» (Джо Стрёмгрен). «Три сестры» самый гениальный, «Даркнесс Пумба» самый неординарный, а в спектакле «40» мне понравилось смешение трагедии и комедии».

«Ярко, холодно, светло», — такие ассоциации вызывает форум у Николая.

                                                                                                       

Актера Николая Стоньку поразила «Арктика»: «У меня было такое впечатление как будто я смотрю одновременно и трагикомедию, и театр абсурда, и комедию, но это было классно сделано, гармонично сочеталось с музыкой. Девушка пела поразительно. Ну, и, конечно же, меня «порвал» медведь».

В «Трех сестрах» Николая зацепили режиссерские приемы, понравилось, как артисты исполняли песню с помощью СМС-сообщений. Также, Николай выделил «Жатву» Польского театра танца. 

Сравнивая белорусский и зарубежный театр, Николай говорит: «Сложно сравнивать, «Арктику», и, например, «Паляванне на сябе» — новый спектакль РТБД. Они очень отличаются, но и там, и там бомба. А сравнивать их сложно. Хотелось бы привлечения больших инвестиций в белорусский театр, чтобы можно было использовать такие же технические возможности».

«Разгерметизация, бомба, свобода» — таким видит форум Николай Стонька.

                                                                                                       

К «Арктике» и «Трем сестрам» переводчица, редактор литературно-драматургической части Национального академического театра им. Я. Купалы Мария Пушкина добавляет литовский спектакль «Свадьба» Оскараса Коршуноваса. По мнению Марии, белорусскому театру можно обратить внимание на некоторые тенденции зарубежных театров: «Мне падаецца, што мы ўжо крыху ў такой сітуацыі, калі прынамсі для розуму і эмоцый не павінна быць межаў. Мы проста бачым, што можна быць адкрытым і думаць вялікімі катэгорыямі. Мы можам пераймаць такі фармат мыслення. Далучыць свой уласны досвед да міжнароднага кантэксту, напрыклад, як у спектаклі Каршуноваса. Бо як шведу патлумачыць, што адбылося на сцэне. Спачатку падаецца, што гэта нерэальна, але думаю, што каманда ОКТ гэта зробіць. Я думаю, што беларусы могуць гэта пераняць, яны для гэтага гатовыя».

Белорусские театральные профессионалы видят ТЕАРТ свободным, неожиданным, открывающим, стирающим границы, полностью оправдавшим свой слоган: разгерметизация.

  1. Подготовили: Юлия Мицкевич, Анна Бельская

Фото: Анна Бельская

http://www.dewpoint.by